Минэкономразвития разработало проект документа, в котором прописаны все нюансы тестирования работы беспилотных автомобилей на дорогах России: от того, чем будут оснащать машины, до того, кто будет нести ответственность, если авто попадет в аварию. Обзор документа — в материале aif.ru.

Чем должны быть оборудованы беспилотные автомобили? 

Проект Минэкономразвития предусматривает два вида беспилотников: 

  • автомобиль, в котором всегда должен присутствовать водитель-испытатель (не обязательно за рулем);
  • автомобиль, движение которого контролирует оператор удаленно, — движение полностью автономно.

В соответствии с проектом, на все беспилотники планируют установить систему управления, которая будет отвечать за соблюдение правил дорожного движения (ПДД) и контролировать происходящее на дороге. Важно, что эта автоматическая система наблюдения предназначена не только для того, чтобы понимать, куда ехать, но и чтобы анализировать поведение других участников дорожного движения и предугадывать их ошибки, не допуская ДТП. Разработчики правил указывают, что если в системе будет обнаружена неисправность, автомобиль оповестит водителя или удаленного оператора и остановится, соблюдая ПДД.

На автомобили необходимо установить камеры непрерывной записи — машины, движущиеся в автономном режиме, будут фиксировать обстановку вокруг, а авто с водителем — еще и действия испытателя.

Как узнать машину-беспилотник на дороге? 

Вне зависимости от типа автомобиля на нем должна быть наклейка «Автономное вождение» в виде треугольника белого цвета с буквой «А» посередине и номер телефона компании-тестировщика авто. Телефон может понадобиться, если машина попадет в аварию или нарушит ПДД.

Каким требованиям должен отвечать водитель-испытатель? 

Кроме того, что водитель, который будет следить за автомобилем, должен иметь права соответствующей категории, к нему предъявят еще два важных требования: 

  • стаж вождения не менее трех лет;
  • водителя не лишали прав за последние три года.

Каким требованиям должен отвечать удаленный оператор? 

В отличие водителя-испытателя за рулем для дистанционного управления важен практический опыт. Для того, чтобы полноценно контролировать беспилотники, нужно:

  • проработать 100 часов в связке со специалистом, который будет контролировать действия оператора и беспилотника, находясь на дороге, рядом с машиной;
  • проработать еще 100 часов без наблюдателя.

Если за 200 часов будущий оператор не сделал критичных ошибок и все прошло хорошо, то ему предоставят возможность контролировать несколько авто сразу.

Как можно использовать беспилотные автомобили? 

Документом предполагается в качестве эксперимента использование таких машин для перевозки грузов, пассажиров и багажа, в том числе и за плату. Однако сразу делать бизнес на такой технике не получится. Организация, ответственная за эксплуатацию беспилотника, должна два месяца тестировать его без груза и пассажиров — после этого можно будет возить вещи. К перевозке пассажиров можно будет перейти через шесть месяцев эксплуатации.

На каких автомобилях можно будет осуществлять пассажирские перевозки? 

Минэкономразвития уточнил, что перевозить людей можно будет только на машинах категории М1 — пассажирские транспортные средства, в которых не более восьми мест. Разрешение на реализацию таких перевозок можно не получать.

В каких регионах запустят эксперимент по использованию машин без водителя? 

Выпустить на дороги такие автомобили планируют в 41 регионе:

  • Москва;
  • Санкт-Петербург;
  • Республика Адыгея;
  • Республика Башкортостан;
  • Республика Бурятия;
  • Республика Крым;
  • Республика Татарстан;
  • Республика Чувашия;
  • Забайкальский край;
  • Краснодарский край;
  • Красноярский край;
  • Приморский край;
  • Хабаровский край;
  • Московская область;
  • Ленинградская область;
  • Амурская область;
  • Владимирская область;
  • Воронежская область;
  • Иркутская область;
  • Кемеровская область;
  • Курганская область;
  • Липецкая область;
  • Мурманская область;
  • Нижегородская область;
  • Новгородская область;
  • Новосибирская область;
  • Омская область;
  • Оренбургская область;
  • Пензенская область;
  • Ростовская область;
  • Самарская область;
  • Свердловская область;
  • Смоленская область;
  • Тверская область;
  • Томская область;
  • Тульская область;
  • Тюменская область;
  • Челябинская область;
  • Еврейская автономная область;
  • Ханты-Мансийский автономный округ;
  • Ямало-Ненецкий автономный округ.

Перечень дорог для движения беспилотников составит Минтранспорта вместе с властями регионов, МВД и ФСО.

Придется ли делать внеочередной ремонт дорог для проведения эксперимента?

Вице-президент национального автомобильного союза Антон Шапарин рассказал «Известиям», что перед тем как выпускать беспилотники на дорогу, региональным властям придется озаботиться состоянием дорожного полотна и инфраструктуры. Эксперт уверен, что придется, как минимум, заново рисовать дорожную разметку, т. к. датчики автомобилей не смогут распознать ее и правильно ориентироваться, если разметка будет нечеткой.

Кто будет нести ответственность в случае аварии? 

Минэкономразвития прописали в проекте, кто будет нести ответственность, если беспилотник попадет в аварию: 

  • если авария произошла по вине водителя-испытателя (не принял меры, чтобы избежать ДТП) — водитель-испытатель;
  • если авария произошла по вине оператора — оператор (если допустил ошибку — неверно изменил маршрут или применил экстренное торможение);
  • если авария произошла из-за неполадок в автоматике — разработчик программного обеспечения или владелец беспилотника.

Кроме того, владелец автомобиля будет обязан страховать риск ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц на сумму не менее 10 миллионов рублей для каждой машины.

Адвокат движения «Свобода выбора» Сергей Радько в беседе с «Известиями» отметил, что проведение такого эксперимента невозможно без внесения поправок в ПДД и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. 

Когда можно будет увидеть машины без водителя на дорогах России? 

Конкретных дат начала эксперимента ведомство не называет — проект правил эксплуатации еще должен пройти согласование с Минтрансом, Минпромторгом и МВД, получить одобрение регионов и бизнес-сообщества.

Источники

https://regulation.gov.ru

https://iz.ru/1375649/kirill-sazonov/zanimatelnaia-avtomatika-podgotovleny-trebovaniia-k-bespilotnym-avtomobiliam

https://www.ixbt.com/news/2022/08/07/v-rossii-razrabotany-pravila-dlja-bespilotnyh-avtomobilej-postojanno-zapisyvajushie-kamery-strahovka-na-10-millionov.html

Оцените материал

Источник: aif.ru

Поделитесь новостью
Ещё по теме:
  1. АиФ. Для Lada нашли ABS. Как визит Нэнси Пелоси на Тайвань помог автопрому
  2. АиФ. Когда, наконец, понизятся цены на автомобили?
  3. АиФ. Что хотят добавить в практическую часть обучения на права?
  4. АиФ. ГИБДД ограничивает самокатчиков. На кону — 30-тысячные штрафы
  5. АиФ. Почему нельзя ставить машину на «паркинг» без ручника?