Скорость влетит в копеечку

Смертность от ДТП в России плавно снижается. В 2020 году, к примеру, на дорогах погибли 17 тысяч человек, что на 700 смертей ниже 2019 года. Однако водители продолжают нарушать Правила дорожного движения, а львиная доля штрафов приходится на превышение скорости. Автор проекта «20 идей по развитию России» Дмитрий Давыдов предложил действенный способ борьбы с любящими быструю езду российскими лихачами.

Фото: pixabay.com

За 2021 год ГИБДД оштрафовала 179,5 млн водителей, причем 67% штрафов приходится на превышение скорости. Столичный департамент транспорта выявил связь между количеством штрафов и стоимостью автомобилей – чем выше цена машины, тем чаще она попадается с нарушением.

По данным ведомства, за три месяца прошлого года на одну Lamborghini пришлось 10,7 штрафа, на Rolls-Royce – 8,7 штрафа, на Bentley 4,9 штрафа и 4,7 на Ferrari. Машины марки Genesis штрафовали 4,1 раза, Porsche – 3,4 раза, на Mercedes-Benz приходилось 3,1 штрафа.

Дмитрий Давыдов убежден, что штрафы за нарушение ПДД для владельцев люксовых автомобилей выглядят несущественными. Их размер определялся в КоАП исходя из минимальных и средних доходов граждан. Кроме того, штрафы не индексировались и утратили весомость в силу инфляции и других экономических факторов.

В Финляндии штрафы рассчитывает специальная формула. Превышение скоростного режима в городе на 36–38 км/ч может повлечь наказание от минимальных 132 евро (или порядка 7 500 рублей) для небогатого жителя до 3 564 евро (или 206 000 рублей) при ежемесячной зарплате виновника в 10 000 евро.

В Великобритании нарушителей штрафуют на процент от недельного дохода. За быструю езду в зависимости от тяжести нарушения можно заплатить от 25 до 175% дохода. Поездка со скоростью в 91 км/ч при разрешенных 60 км/ч влечет начисление 6 штрафных баллов и штраф в 150% от недельной получки, при этом не менее 100 фунтов, или порядка 6 600 рублей.

В Швейцарии действует похожая система. Там было зафиксировано рекордное за превышение скорости наказание – водитель получил штраф в 290 000 долларов, или 16 077 000 рублей. В России же описанные случаи обойдутся виновнику в 500 рублей, вне зависимости от уровня его дохода.

Из-за особенностей российской экономики привязать размер штрафов к уровню доходов будет проблематично, но есть другой выход.

Цена на одну из популярных машин в России Lada Granta стартует от 678 000 рублей. Владельцы отечественного авто платят ровно такой же штраф, что и нарушители на люксовых иномарках стоимостью в десятки раз выше «Лады». Неравенство отменяет дисциплинарную и поучающую роль штрафа для ряда нарушителей, 500 рублей для владельца новенькой Ferrari едва ли ударят по его бюджету.

Дмитрий Давыдов считает: «Чтобы штраф выполнял свою базовую функцию, необходима его зависимость от платежеспособности нарушителя. Поэтому будет справедливо взыскивать с более дорогих транспортных средств штраф в увеличенном размере».

Автор проекта «20 идей по развитию России» предложил ввести повышающий коэффициент к установленным КоАП штрафам, величина которого будет зависеть от года выпуска машины и мощности его двигателя. К примеру, владелец новенькой Kia Sorento за 4 млн рублей мощностью двигателя от 176 до 225 л.с. получит коэффициент «1,5». Вместо 500 рублей за быструю езду нарушителю придется заплатить 750. А вот лихач на Lamborghini Urus I за 58 млн рублей с мощностью двигателя свыше 600 л.с. получит коэффициент «60» и заплатит за превышение скорости на 20–40 км/ч 30 000 рублей. В материале Давыдова представлена таблица с распределением коэффициентов для владельцев различных автомобилей.

Идея проста в реализации. Мощность и год выпуска авто хранятся в регистрационных базах ряда ведомств. Расчет штрафа исходя из коэффициента не составит труда и для инспектора ДПС, и для системы фотофиксации.

Количество лошадиных сил двигателя и стоимость машины давно используются в России при расчете транспортного налога. Предложенная схема с коэффициентами для штрафов будет способствовать росту поступлений в государственный бюджет от нарушителей и изменит отношение к штрафам со стороны владельцев люксовых автомобилей.

Фото: PhotoXPress

В мае 2022 года Дмитрий Давыдов направил идеи о привязке штрафов за превышение скорости к стоимости авто в Совет Федерации. 10 июня 2022 года замруководителя Аппарата Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству К.Н. Бобылева ответила автору.

Она выразила сомнение в эффективности предложенных мер, отметив, что увеличение штрафов для владельцев дорогих автомобилей нивелирует принцип дифференциации наказания в зависимости от степени общественной опасности правонарушения и повторности совершаемого деяния. Также Бобылева посчитала, что инициатива требует экспертной оценки на предмет согласованности с другими законами.

19 июня Дмитрий Давыдов повторно обратился к властям. В ответе на письмо из Совфеда автор попросил органы власти обратить внимание на роль штрафа как дисциплинарной меры, предупреждающей нарушение. Давыдов также посетовал, что сегодня КоАП недостаточно эффективно справляется с функцией установления общественного порядка и безопасности соблюдения ПДД богатыми водителями.

«Статистика доказывает, что водители на дорогих автомобилях во много раз чаще нарушают ПДД, чем водители недорогих машин. Есть категория граждан, которые регулярно пренебрегают ПДД, не боясь наказания, и этим они создают угрозу безопасности не только для себя, но и для окружающих. Систематические нарушения, совершаемые данной группой лиц, несут в себе огромный потенциальный ущерб», – подчеркнул автор «20 идей по развитию России».

Cегодня эффект от существующих в России штрафов за нарушение ПДД для богатых россиян весьма сомнителен. Чтобы увеличить дисциплину на дорогах страны, необходимо внедрить индивидуальное наказание с учетом материального положения нарушителей. Дмитрий Давыдов попросил Совет Федерации инициировать детальное рассмотрение идеи по введению коэффициентов на штрафы за нарушение ПДД, в том числе дать ей экспертную оценку.

Направленные на улучшение уровня жизни в России предложения Дмитрия Давыдова касаются многих общественно значимых сфер. Пользу и простоту проекта регулярно подчеркивают ведущие российские СМИ. Ход за государством – чтобы воплотить идеи в жизнь, важна их поддержка на законодательном уровне.

Источник: www.mk.ru

Поделитесь новостью
Ещё по теме:
  1. Лента. Российский подросток помочился на могилу и кричал «слава Украине, слава ЛГБТ»
  2. АиФ. Синоптик рассказал о погоде в Москве и Подмосковье на предстоящую неделю
  3. РБК. Стационарным номерам телефонов ДНР присвоили российский код
  4. Свободная Пресса. Операция «Эвакуация»: Зеленский понял, что Донбасс не удержать, и разыгрывает карту с беженцами
  5. МК. Актуальные знания: как вузы обеспечивают баланс интересов работодателей и студентов?